Хочу признаться вам - я не очень люблю Америку. Вернее я очень не люблю Америку. Многие не разделяют моего мнения, и даже Word подсказывает, что название этой страны надо писать уважительно, с большой буквы... Я не люблю эту страну за то, что в ней все счастливы, за то, что они бомбили Косово, Ирак и другие горячие точки, за то что в своих «праведных бомбардировках» обошли Чечню. Естественно я не люблю эту страну за ненависть к Бене Ладану и Хусейну, но больше всего Америку я не люблю за то, что она не была уничтожена тактическим ядерным оружием.
Красота спасет мир
Последняя моя мечта была исполнена в расчудесной игре Fallout. Позже последовали многие другие интересные игры, среди которых хочется выделить мод, а затем и полноценную игру C&C: Red Alert, где бравые Советские войска одним расчудесным утром прошлепали по Wall Street и прокатились на танках по мосту Golden Gates. В обеих играх страна Зеленых Президентов имела возможность спастись. Freedom Force не исключение. К сожалению...
Не знаю как там с миром, но Америку точно спасет обычный водопроводчик...
Итак, сюжет. За основу у нас взята альтернативная история: через несколько лет после Второй Мировой, когда еще не все танки были выведены из европейских стран ЦК КПСС решается на расширение своих владений за счет всего остального мира. Европа пала... Не смотря на протесты правительства США на Кубе были размещены тактические ракеты среднего радиуса, а в Мексике на выборах победили Коммунисты. Туда же «для защиты» посылались тысячи солдат, далее последовал захват всей Южной Америки. Сами Штаты пока дремали...
История Фантома Свободы начинается с того, что он, простой водопроводчик Кристофер Стоун, едет с братом по вызову. Полетел водопровод у какой-то красотки – телеведущей. Братец не прочь «прочистить ей трубы»... Приехав на место вызова они обнаруживают, что чемодан собран, да вдобавок еще и никого нет. Но через минуту в квартиру врывается взвод советских солдат и всех выводит. Всех, кроме Крисофера...
А если я тебя по лицу разводным ключом стукну, у тебя шнурки развяжутся?
Эпизод, заставивший вынести меня сей замечательный кусок анекдота в начало являет собой первые 10-15 секунд игры. Вопрос читателя: а зачем же я это написал? Ответ прост и очевиден – вся игра проходит под эгидой акции «Каждому индивидууму по «Калашу» и связке гранат!». В связи с этим я решил почтить память забытого в игре рукопашного боя...
Вообще, описывать шутер дело довольно неблагодарное и, мало того, сложное. Вроде смотришь на игру, и понимаешь, что вся игра сплошное повторение чужих идей, а не смотря на это все же цепляет... Вот и в случае с FF дела обстоят именно так. Не буду описывать вам суть пробежек по улицам, коротких перестрелок и поиска открытой двери – все это мы уже видели помногу раз. Но всеже пару слов сказать надо. Для начальства. Так сказать...
На первый взгляд FF – это обычный шутер, с легкими элементами командных действий. Бежим себе, стреляем, оп, враг укрылся за бочкой. Дурашка! Он кажется не понял, что это бочка с горючим... Выстрел, взрыв... О, высоко пошел, видать к дождю. 5 минут смеха, от ошеломляющей мощности взрывной волны. А самое-то интересное, что персонаж в это время стоит на месте. А вот враги нет... На дальних дистанциях они пуляют из автоматов, на средних кидают гранаты, ну а на близких пинают Криса ногами. Соратники поступают также, только почему-то постоянно прячутся за углами, грамотно занимают позиции при обороне... Да и враги тоже не тупят – прячутся за укрытиями, мусорными баками, машинами, столбами. Вообще, эта игра берет именно силой AI. Нет, это конечно не Ghost Recon, но и не Quake. Вот только разработчики намудрили с уровнями сложности, и ниже максимальной играть просто не интересно. Нет, мозги солдатики не потеряют. Им просто забудут дать хорошее оружие и пайку побольше, отчего они совсем исхудают и перестанут в вас стрелять... Но кроме искусственного мозга противника в игре есть еще многие интересные моменты. Правда осознаешь это слишком поздно. Но именно в этот момент и наступает прозрение: FF это не обычный шутер от третьего лица, а очень, очень хороший шутер от третьего лица с грамотным AI, добротной графикой, легкой в управлении и понимании системой отдачи приказов и обалденным сюжетом!
Судите сами, играть в это интересно, затягивающе и весело, графика, хоть местами и угловата, но оставляет приятные впечатления, сюжет описан выше. А вот на системе приказов я бы остановился поподробнее...
Итак, у Фантома Свободы, как его негласно называет Советский генерал, есть жизни, а под ними такая оранжевая полоска – харизма. По сути тот же опыт, только вместо повышения характеристик, натягивания более крутых бронежилетов и стволов вы получаете прибавку к общему количеству бойцов во взводе. Допустим, что вы прошли пару миссий, понабрались опыта и заслужили уважения, и вот с вами ходит уже не 2, а целых 3 или даже 4 человека. Что же с ними можно сделать? Ну, перво-наперво их можно расстрелять. Только зачем? Ну да не буду поднимать вопрос этики... Дальше им можно отдать 3 приказа: атаковать, следовать и защищать. «И все?» - спросят те, кто проводил часы за Operation Flashpoint. Да, дорогие мои, все! Зато как же всем этим легко, а главное удобно и быстро манипулировать! Есть в игре такая замечательная штука – прицеливание. Вещь вторичная по происхождению, но отнюдь не по использованию. Так вот, прицелившись вы можете отдать точный приказ кому и куда идти, кого убивать, или какой пулемет занять. А вот отпустив заветную клавишу вы отдаете приказ прочесать местность в указанном, довольно обширном, районе. На словах все это выглядит довольно таки просто и даже скучно, но вот в действие... Очень советую попробовать!
Еще пару слов хочется сказать о вооружение повстанцев. Товарищи! Не верьте – в Америке нет своих военных заводов!!! Случись война все буду стрелять из АК, СВД, «Кипарисов» и РПГ-7! А хотя нет... Есть у партизан кое-что родное – револьвер Colt и Berretta 92. Хотя последний ствол и не совсем Американский, все же родной. Моему сердцу по крайней мере... Правда в этой игре ее скорострельность чуть меньше чем у РПК К теме оружия я еще вернусь, когда буду рассказывать про графику, а сейчас еще один аспект жизнедеятельности простых Совет... простите Американских водопроводчиков: они СОВСЕМ не умеют стрелять. СОВСЕМ! Выстрел солдатику в голову почти стопроцентно гарантирует его мгновенную кончину, но проблема в том, что наш Крис видимо идет на войну после знатной гулянки, и руки у него дрожат, как у заправского «Митька», времен середины 80-х... При стрельбе большой очередью вы попадаете куда угодно, но не в голову а пули живут своей, никому не понятной, жизнью... Короче о своих навыках контер-страйка можете забыть... Зато РПГ тут стреляет по-нашему, по-квакерски – после выстрела можно долгие секунды наблюдать за полетом ракеты, в то время, как Фантом уже перезаряжает «шайтан-трубу» в очередной раз. В пору давать ему звание Самой Быстрой Руки на Диком Западе...
Красота никогда не давалась легко (© Б.Г.)
Вот про красоты Борис Борисович подметил верно. Дабы увидеть истинную красоту заснеженного Нью-Йорка придется пройти 60% игры, но поверьте, это того стоит! Помните снег в Max Payne? Забудьте! Там декораторы просто сэкономили на пенопласте, в FF веет метель, воет вьюга и поет буран.
Погодные условия это конечно хорошо, но ведь те самые 60% мы будем любоваться не на летнее солнышко, а на Криса “Freedom Fantom” Стоуна! Вот интересная особенность – с течением времени волосы на голове Криса растут, одежда приходит в негодность, но вот когда он успевает бриться? Хотя, на одном из его костюмчиков я видел нож, может, сумел прихватить пену на одном из рейдов... Сам Фантом выглядит довольно таки хорошо, видимо волнения родины слабо отражаются на его душевном равновесии, или же просто в перерывах между миссиями он не отходит от зеркала.
Воины Социализма смотрят на нас милым, обаятельным лицом, шапки-ушанки, кирзовые сапоги, образца того периода... Вообщем все смориться довольно таки правдоподобно, если бы не одна незначительная деталь – на некоторых солдатах присутствует форма, введенная в обращение лишь в 1993 году, да еще и с нашивкой Россия на рукаве... Но не смотря на эту неточность полигонов в их модели хватает, нет, конечно не Silent Storm и даже не Unreal 2, но все же что-то.
А вот партизаны подкачали – все какие-то угловатые, друг на друга похожие как братья... Или клоны... Вообщем плохо они выглядят.
Дизайн и обстановка уровней мне понравились особо – полуразрушенные Американские города внушают столько патриотической радости в мое пламенное сердце, что даже не хочется никого убивать, поднимать Американские флаги, а просто пойти с этими милыми людьми в касках со звездами, сесть, выпить и поговорить по душам...
Помните, я обещал вернуться к оружию в описании графики? Ну так вот слушайте: в принципе оружие выполнено неплохо, хорошие текстуры, неплохие дырки от пуль, да и сами стволы кажутся хорошими. Ключевое слово в предыдущей фразе – «кажутся». Если бы инженер Калашников увидел свое творение в этой игре, я думаю он бы тотчас перевернулся в гробу, и пожалел бы, что в далеком 47 его не расстреляли... АК в FF, впрочем как и все остальное оружие, это фанерные бутафорские модели, настоящего оружия. Искры, если их можно так назвать, выдают кроссплатформенность этой игры – такое чувство, что ваши пули начинены какой-то маломощной взрывчаткой...
Вот единственную вещь, о которой я вам ничего не скажу, так это о движке. Написан он, по видимому, самими разработчиками, причем сразу и для PC и для консолей, так что никаких вам шэйдеров 2.0, анизотропной фильтрации и bump-mapping текстур... И все же неплохо.
Она кричала «Мой милый!», он кричал «Отползай!» (© Б.Г.)
Господа, снимаю шляпу и всю свою густую шевелюру перед композитором! Музыка великолепна, она феерична, она завораживает, цепляет и не отпускает до конца дорожки, то она спокойная и мелодичная, вроде как даже электроникой попахивает, но чу! Она становиться грозной, слышны отзвуки классики Советских времен, причем самой мрачной классики... Нет, музыка в игре определенно непередаваемая – о ней нельзя рассказывать или писать, ее нужно слушать.
Ну а теперь главный сюрприз игры от не русских разработчиков. Если кто сейчас стоит – приглашаю сесть и вспомнить первую часть IGI. Особенно Россию и крики солдат? Вам казалось это правильный и хороший русский? Да? Боже, значит вы все еще не играли в FF! Здесь действительно РУССКИЕ СОЛДАТЫ! Они кричат по-русски, отдают приказы по-русски, приободряют и указывают друг другу. И все это они проделывают на чистейшем РУССКОМ языке!!! Правда вот с письменной речью вышло не так хорошо, как хотелось бы, но все же это не «Грозный вход» из SoF...
Вставай страна великая, вставай на смертный бой!
Вообще игра являет собой образец подражания для молодых фирм-разработчиков. ТАК надо делать игры, ТАК надо писать сюжеты, ТАК надо создавать A, ТАК писать музыку, да и вообще, игра получилась отличной, и не огорчает даже средненькая, по современным меркам, графика. Не смущает даже то, что в конце концов Америка – родина ожирения, гамбургеров и Пепси-колы, будет спасена и то, что приходитсья стрелять в своих соотечественников. Всего этого просто не замечаешь, хочется просто играть, просто бежать, стрелять, прыгать и отдавать команды...
Подводя итоги, хочется выразить огромную благодарность группе «Аквариум» и Б.Г. лично за предоставленные заголовки. А также хочется выразить слова благодарности сценаристам из io-interactive ,за то, что порадовали старого геймера в период осеннего затишья.
Плюсы: хороший сюжет, система управления и геймплей. Русские солдаты, отличная музыка, прекрасный геймплей.
Минусы: крайне средняя графика, скудность вооружения и плохое его исполнение.
Вердикт: отличная игра на осеннем безрыбье.
Автор: Фомичев Максим